Что такое «Электронное издание»?

Эл.изд.

Постоянное увеличение количества информации создает предпосылки для развития электронных форм представления материалов, в том числе и учебных изданий. На данный момент информатизация образования (широкое внедрение и постоянное использование при обучении студентов вычислительной техники и программных средств, совершенствование методов дистанционного обучения, потребность в демонстрации различных видов материалов) охватывает все сферы учебной деятельности, поэтому создание электронных учебных материалов является неотъемлемой частью для нормального функционирования образовательного процесса. Использование электронных учебных материалов стало обязательным элементом всех видов образования, особенно активно развивающегося дистанционного, нашло отражение в содержании ключевых компетенций, охватывающих основные образовательные области и учебные предметы для участников образовательного процесса.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) является именно тем термином, который объединяет все учебные материалы в цифровой форме (ЭОР – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них – ГОСТ Р 52653-2006). Для электронных изданий применяются общие характеристики издательской продукции, за исключением технических аспектов, которые они получают благодаря использованию информационных технологий.
ЭОР, прошедший все этапы редакционного издательского процесса, предназначенный для распространения в неизменном виде и в обязательном порядке имеющий выходные сведения, оформленные в соответствии с ГОСТ 7.0.4-2006, является электронным изданием. Все остальные электронные объекты (базы данных, сайты, программные продукты) можно отнести к категории электронных учебных материалов, но не к изданиям.
Важно отметить, что электронные ресурсы не должны копировать или заменить бумажные учебные пособия и не могут полностью вытеснить традиционные учебные материалы, а должны друг друга дополнять, чтобы создавать единую образовательную среду, в которой преподаватель мог бы более эффективно и интересно проводить занятия по своей дисциплине.
Отсутствие на рынке и в шаговой доступности необходимых ЭОР ставит преподавателя перед самостоятельной разработкой электронных пособий. Однако не следует сюда относить преставление статичных текстовых материалов в электронной форме, так как они не обладают достаточной функциональностью при самостоятельном их освоении студентами, без пояснения преподавателя. А размещение различных неопубликованных материалов будь то на диске или в сети «Интернет», еще не означает создания электронного издания.
Большим заблуждением для многих является распространенный миф о низкой стоимости подготовки электронного издания. Поэтому иногда в погоне за рейтингами и гонорарами (либо из-за более благородной цели – оперативности представления информации) наряду с высококачественными учебными материалами создаются и распространяются ресурсы, не имеющие образовательной и научной ценности, что относится и к печатным и к электронным изданиям.
То есть стоимость подготовки электронной публикации непосредственно связана с качеством готового издания. Это объясняется тем, что процесс электронного книгоиздания, наряду с традиционными формами подготовки информации, включает в себя и технологическое направление, которое обеспечивает реализацию функциональности издания.
Электронные учебные издания не являются исключением из правил, также как и печатные подлежат процедуре экспертизы на соответствие государственным образовательным стандартам, иначе говоря процессу рецензирования.
Электронное издание, которое воспроизводит печатное – это электронный аналог печатного издания! Сюда можно отнести также оцифрованные издания, издательские оригиналы в цифровой форме, создание электронного издания на основе версии печатного издания.
Отличительной чертой электронного издания является как минимум наличие: локальных, глобальных гиперссылок, интерактивных элементов, навигации, поиска, всплывающих подсказок, а в более продвинутых – динамического и интерактивного материала (видео, звука, анимации, «активных» формул, трехмерных графических моделей, а также деловые игры, тестирование, обратная связь и т.д.).
Наконец, помимо уже вышеперечисленных необходимых составляющих электронного издания, таких как редакционная обработка, оформление соответствующим образом выходных данных, наличие функционала (отличительной особенности от печатного издания) и рецензий, оно должно быть зарегистрировано в Информрегистре или других уполномоченных органах (ОФЭРНиО, Информика и т.д.).
В заключение можно сказать, что формирование электронных учебных изданий является одним из приоритетных направлений развития информатизации образования.

М.Н. Бугольц